1. Введение
2. Органы управления и приёмы эксплуатации
3. Настройки и текущее обслуживание автомобиля
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Общая информация и подготовительные операции
4.2 Проверка компрессионного давления
4.3 Проверка двигателя с помощью вакуумметра
4.4 Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мёртвой точки (ВМТ)
4.5 Проверка угла опережения зажигания
4.6 Снятие, проверка и установка ремня привода ГРМ его натяжителя, шкива и зубчатого колеса коленчатого вала, зубчатых колёс распределительных валов и промежуточных роликов
4.7 Снятие, разборка, проверка, сборка и установка головки цилиндров и её компонентов
4.8 Снятие и установка двигателя, проверка опор
4.9 Блок цилиндров
4.10 Проверка Д/В давления двигательного масла
4.11 Снятие, разборка, проверка, сборка и установка масляного насоса и поддона картера
5. Система охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
6. Cистемы питания и выпуска отработавших газов
7. Системы электрооборудования двигателя
8. Автоматическая трансмиссия и межосевой дифференциал
9. Трансмиссионная линия
10. Тормозная система
11. Подвеска и рулевое управление
12. Кузов
13. Бортовое электрооборудование
14. Принципиальные схемы электрических соединений
Ссылки на другие сайты
|
Все автомобили »
Lexus RX300 (Лексус 300)
.
4.7 Снятие, разборка, проверка, сборка и установка головки цилиндров и её компонентов
Снятие, разборка, проверка, сборка и установка головки цилиндров и её компонентов
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Снимите обтекатель ветрового стекла (см. Главу Кузов).
- Опорожните систему охлаждения двигателя (см.
Раздел Замена охлаждающей жидкости (ОЖ)).
- Снимите переднее правое колесо и защитный кожух крыла (1 на иллюстрации
Компоненты, подлежащие снятию для доступа к приводу ГРМ).
- Снимите ремень привода генератора (2 на иллюстрации
Компоненты, подлежащие снятию для доступа к приводу ГРМ) (см.
Раздел Проверка состояния и замена ремней привода вспомогательных агрегатов).
- Снимите насос ГУР (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
- Снимите переднюю секцию выпускной трубы (см.
Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).
|
-
Снимите декоративную крышку двигателя.
|
- Снимите сборку воздухоочистителя (см.
Раздел Снятие и установка воздухоочистителя)
- Снимите активатор темпостата (4 на иллюстрации
Компоненты, подлежащие снятию для доступа к приводу ГРМ).
- Снимите верхнюю распорку двигательного отсека (9 на иллюстрации
Компоненты, подлежащие снятию для доступа к приводу ГРМ) (см. Главу Кузов).
|
|
Компоненты установки воздухораспределителя и впускного трубопровода
|
1 — Напорная трубка ГУР
2 — Стойка воздухораспределителя
3 — Подъёмный крюк №1 двигателя
4 — Разъём VSV системы EVAP
5 — Кабель массы
6 — Вакуумный шланг усилителя тормозов
7 — Шина заземления
8 — Разъём Д/В ECT
9 — Шланг системы PCV
10 — Сборка воздухораспределителя
11 — Прокладка
12 — Разъём TPS
13 — Разъём клапана IAC
14 — Трос привода дроссельной заслонки
|
15 — Перепускной шланг системы охлаждения
16 — Вакуумный шланг
17 — Шланг продувки
18 — Зажим топливного шланга
19 — Разъём VSV №1 системы ACIS
20 — Разъём шины заземления
21 — Фиксатор
22 — Шланг отопителя
23 — Верхний шланг радиатора
24 — Сборка впускного трубопровода
25 — Разъём инжектора
26 — Катушка зажигания
27 — Свеча зажигания
28 — Разъём катушки зажигания
29 — Водосбросный патрубок
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Снимите сборку воздухораспределителя. Для этого выполните следующие операции:
- Отсоедините следующие тросы и разъёмы электропроводки:
- Трос привода дроссельной
заслонки;
- Разъём и фиксаторы датчика TPS;
- Разъём клапана IAC;
- Разъёмы VSV №1 и №2 системы ACIS;
- Разъём VSV системы EVAP.
- Выверните три болта и отсоедините напорную трубку ГУР от воздухораспределителя, его стойки и подъёмного крюка №1 двигателя.
- Разъедините следующие соединения:
- Шланг PCV от клапана PCV на
головке правого ряда цилиндров (1);
- Кабель массы и шину заземления от клапана управления подачи воздуха системы ACIS (2);
- Кабель массы от воздухораспределителя (3);
- Вакуумный шланг усилителя тормозов от воздухораспределителя (4);
- Два перепускных шланга системы охлаждения от корпуса дросселя (5);
- Шланг подмешивания воздуха от корпуса дросселя (6);
- Шланг продувки от трубки на сборке клапана системы EVAP (7);
- Два вакуумных шланга от вакуумной камеры системы ACIS (8);
- Хомут электропроводки двигателя от сборки клапана системы EVAP (9).
Соединения, подлежащие разборке
|
(часть 1) |
|
(часть 2) |
- Снимите подъёмный крюк №1 двигателя и стойку воздухораспределителя.
- Выверните два болта, две гайки и снимите воздухораспределитель вместе с прокладкой.
- Разъедините следующие соединения:
- Разъёмы инжекторов (№25);
- Подающий топливный шланг от трубки (№18) (соблюдайте правила безопасности работы с топливной системой);
- Шланг отопителя от впускного трубопровода
(№22).
|
-
Выверните 9 болтов и две гайки в последовательности, обратной показанной, снимите две шайбы. Снимите впускной трубопровод, топливные распределительные магистрали и сборку инжекторов.
|
- Отсоедините от водосбросного патрубка (29) разъёмы (8 и 20) и верхний шланг радиатора (23), после чего выверните два болта и две гайки, снимите две шайбы, отсоедините перепускной шланг (15) и снимите водосбросный патрубок с двумя прокладками (11).
- Снимите катушки зажигания и свечи зажигания (см.
Раздел Проверка и замена свечей зажигания).
- Снимите ремень привода ГРМ, зубчатые колёса распределительных валов и верхний (№2) промежуточный ролик (см.
Раздел Снятие, проверка и установка ремня привода ГРМ его натяжителя, шкива и зубчатого колеса коленчатого вала, зубчатых колёс распределительных валов и промежуточных роликов).
- Высвободите жгут электропроводки двигателя из трёх зажимов на крышке №3 ремня привода ГРМ (№10), выверните 6 болтов крепления крышки и снимите её.
|
|
Компоненты установки выпускных коллекторов, датчиков и
электропроводки
|
1 — Жгут электропроводки двигателя
2 — Выпускной коллектор правого ряда цилиндров
3 — Стойка выпускного коллектора правого ряда цилиндров
4 — Прокладка
5 — Клапан системы VVT-i
6 — Задняя пластина головки цилиндров
7 — Уплотнительное кольцо
8 — Кронштейн насоса ГУР
|
9 — Датчик CKP
10 — Крышка №3 ремня привода ГРМ
11 — Сальник
12 — Втулка
13 — Подающий водяной шланг
14 — Направляющая щупа измерения уровня двигательного масла
15 — Стойка выпускного коллектора левого ряда цилиндров
16 — Выпускной коллектор левого ряда цилиндров
|
Компоненты сборки головки цилиндров
|
1 — Крышка головки левого ряда цилиндров
2 — Прокладка
3 — Прокладка свечного отверстия
4 — Шайба регулировки клапанного зазора
5 — Толкатель клапана
6 — Сухари разрезных замков
7
— Тарелка клапанной пружины
8
— Клапанная пружина
9 —
Седло клапанной пружины
10 — Маслоотражательный колпачок
11 — Направляющая втулка клапана
12 — Клапан
13 — Крышка головки правого ряда цилиндров
14 — Волнистая шайба
15 — Пружина шестерни распределительного вала
16 — Разрезное стопорное кольцо
|
17 — Дополнительная шестерня распределительного вала
18 — Впускной распределительный вал правого ряда цилиндров
19 — Выпускной распределительный вал правого ряда цилиндров
20 — Впускной распределительный вал левого ряда цилиндров
21 — Выпускной распределительный вал левого ряда цилиндров
22 — Фильтр клапана системы VVT-i
23 — Задняя крышка головки цилиндров
24 — Сегментная заглушка
25 — Головка левого ряда цилиндров
26 — Головка правого ряда цилиндров
27 — Прокладка головки правого ряда цилиндров
28 — Крышка подшипника распределительного вала
29 — Сальник распределительного вала
30 — Прокладка головки правого ряда цилиндров
31 — Распределительный вал
32 — Ротор смещения фаз ГРМ (VVT-i)
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Снимите впускной распределительный вал правого ряда цилиндров. Для этого:
|
-
Совместите установочные метки (по две точки; на валах левого ряда цилиндров – по одной точке) на шестернях впускного и выпускного валов, проворачивая их разводным ключом за лыску на выпускном валу.
|
- Скрепите между собой главную и дополнительную шестерни выпускного распределительного вала болтом М6-1.0X16(20), тем самым зафиксировав пружину шестерни.
|
-
В несколько приёмов ослабьте и выверните 10 болтов крепления крышек подшипников распределительного вала.
|
- Снимите 5 крышек подшипников и распределительный вал.
|
-
В несколько приёмов ослабьте и выверните 10 болтов крепления крышек подшипников выпускного распределительного вала правого ряда цилиндров. Снимите 5 крышек подшипников и распределительный вал.
|
- Снимите впускной, а затем выпускной распределительные валы левого ряда цилиндров, действуя аналогично снятию валов правого ряда цилиндров.
- Снятые валы и крышки их подшипников расположите в соответствии с их установочным положением, чтобы при сборке установить их на прежние места.
- Последовательно закрепите в тисках выпускные распределительные валы за лыски под гаечный ключ и разберите валы. Для этого:
- При помощи специального приспособления поверните дополнительную шестерню против часовой стрелки и выверните болт, скрепляющий её с главной шестернёй.
- Сожмите острогубцами разрезное стопорное кольцо (№16) и снимите его.
- Снимите волнистую шайбу (14), дополнительную шестерню (17) и пружину шестерни (15).
|
Не смешивайте снятые части выпускных распределительных валов левого и правого ряда цилиндров.
|
- Снимите головки цилиндров. Для этого:
- Выверните прутковым шестигранным ключом на 8 мм соответствующий крайний болт крепления каждой головки цилиндров.
|
-
Равномерно, в несколько приёмов ослабьте и выверните 8 болтов крепления каждой головки цилиндров строго в последовательности. Снимите 16 болтов с шайбами.
|
|
-
Снимите головки цилиндров со шпилек блока цилиндров и уложите их на деревянные бруски, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности. Если снять головки цилиндров не удаётся вручную, аккуратно подденьте их отвёрткой, стараясь не повредить сопрягаемые поверхности головок и блока цилиндров.
|
|
|
Разборка
|
Не снимайте с распределительного вала ротор установки фаз ГРМ (VVT-i), если не предполагается заменить ротор или вал.
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Снимите толкатели клапанов и регулировочные шайбы. Расположение их таким образом, чтобы затем их можно было установить на прежние места.
- Снимите клапаны.
. Для этого:
- Сожмите клапанную пружину и снимите сухари разрезных замков.
- Снимите тарелку пружины, пружину и клапан.
- Вытащите острогубцами маслоотражательные колпачки.
- При помощи сжатого воздуха и магнита снимите седло пружины.
- Расположение снятые компоненты таким образом, чтобы затем их можно было установить на прежние места.
- Выверните 6 болтов и снимите заднюю крышку головки цилиндров и её прокладку
(№23).
|
-
Выверните пробку и снимите фильтр клапана системы VVT-i и его прокладку.
|
|
-
Зажмите в тиски распределительный вал за лыски под шестигранный ключ, отдайте торцовым ключом 46 мм гайку крепления ротора VVT-i и снимите ротор, при необходимости сбив его молотком с мягким бойком.
|
|
|
|
Гайка имеет левую резьбу.
|
|
Не выворачивайте три болта ротора.
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Очистите мягким скребком верхние поверхности поршней от угольных отложений, очистите сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головок цилиндров от остатков прокладки, после чего выдуйте остатки грязи сжатым воздухом и выдуйте масло из резьбовых отверстий под болты крепления головок цилиндров.
- Очистите проволочной щёткой камеры сгорания от угольных отложений, после чего вымойте головки цилиндров мягкой щёткой с растворителем.
- При помощи шомпола очистите направляющие втулки клапанов. Очистите головки клапанов от угольных отложений, после чего очистите клапаны мягкой щёткой.
- При помощи ровной плоской линейки измерьте неплоскостность поверхностей головок цилиндров, сопрягаемых с блоком цилиндров. При необходимости замените головку цилиндров.
- Измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов, диаметр стержней клапанов (в нескольких сечениях), после чего вычислите масляный зазор. Сравните все полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель, при необходимости замените направляющую втулка и/или клапан.
- Измерьте угол фаски клапана, высоту пояска головки капана, полную длину клапана и проверьте верхнюю поверхность стержня клапана на износ. Сравните все полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель, при необходимости замените клапан или отшлифуйте верхнюю поверхность стержня (но не менее чем до минимальной допустимой длины стержня!).
|
-
Проточите сёдла клапанов под углом 45 град. и проверьте концентричность сёдел клапанов и фасок клапанов, а также ширину их сопряжения. При необходимости проточите седло клапана.
|
- Прислоняя клапанные пружины к металлическому уголку, измерите величину отклонения торца пружины от вертикали. Измерите длину пружин в свободном состоянии, после чего измерьте натяжение пружины при сжатии её до длины
33.8 мм. Сравните все полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель, при необходимости замените клапанные пружины.
- Измерите радиальное биение центральной шейки и диаметр шеек каждого распределительного вала. Измерьте высоту кулачков и осевой люфт распределительных валов. Сравните все полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель, при необходимости замените распределительный вал или проверьте масляный зазор его подшипников.
- Проверьте подшипники распределительных валов на наличие отслаиваний и зазубрин. При необходимости замените крышки подшипников и головку цилиндров в сборе.
- Очистите шейки крышки подшипников распределительных валов, после чего измерьте масляный зазор подшипников при помощи набора Plastigage, затянув болты крепления крышек подшипников с усилием
16 Нм. Сравните полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель и при необходимости замените распределительный вал и/или крышки подшипников и головку цилиндров в сборе.
- Установите распределительные валы без дополнительной шестерни выпускного распределительного вала и измерьте мёртвый ход шестерён. Если измеренное значение не удовлетворяет требованиям
Спецификаций Главы Двигатель, замените распределительные валы.
- Измерьте величину разрыва в пружинном кольце шестерни распределительного вала. Если измеренное значение не удовлетворяет требованиям
Спецификаций Главы Двигатель, замените пружину.
- Измерьте диаметр проточки под толкатель клапана, диаметр самого толкателя и вычислите масляный зазор толкателя. Сравните полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель и при необходимости замените толкатель и/или головку цилиндров.
- При помощи ровной плоской линейки измерьте неплоскостность сопрягаемых поверхностей воздухораспределителя, обеих сопрягаемых поверхностей впускного трубопровода и сопрягаемой поверхности выпускных коллекторов. Сравните полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель и при необходимости замените соответствующие компоненты.
- Измерьте диаметр натяжной части болтов крепления головки цилиндров с головками под прутковый ключ-шестигранник. Сравните полученные данные с требованиями
Спецификаций Главы Двигатель и при необходимости замените болты.
|
|
Сборка и установка
|
Прежде чем приступать к сборке и установке, удостоверьтесь в чистоте всех компонентов.
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
|
-
Если снимался ротор VVT-i, установите его. Для этого совместите штифт на распределительном валу с пазом на роторе, наденьте ротор на вал и затяните гайку крепления ротора с усилием
150 Нм, предварительно смазав резьбу двигательным маслом.
|
- При установке новой головки цилиндров требуется установить втулки свечей зажигания и трубки системы PCV. Втулки свечей зажигания перед установкой смажьте фиксирующим герметиком (например,
Three Bond 1324) и запрессуйте, оставив выступать на
42.4 ÷ 43.4 мм над установочной поверхностью крышки подшипника распределительного вала. Трубки PCV вбейте молотком через деревянную прокладку заподлицо с сопрягаемой поверхностью головки цилиндров.
|
Установка втулки свечи зажигания
|
|
Установка трубки PCV
|
- Установите фильтр клапана VVT-i вместе с прокладкой (см. №22) и затяните пробку фильтра с усилием
45 Нм.
- Установите заднюю крышку головки цилиндров (см. №23) и затяните болты её крепления с усилием
10 Нм.
- Установите клапаны в последовательности, обратной последовательности их снятия.
|
Маслоотражательные колпачки впускных клапанов имеют коричневый цвет, а выпускных - серый.
|
- Установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы. Удостоверьтесь в том, что толкатели плавно вращаются от руки в своих посадочных гнёздах.
- Установите на блок цилиндров две прокладки головок цилиндров в соответствии с метким на прокладках (L – левая, R – правая). Установите головки цилиндров.
- Последовательно в порядке,
обратном указанному на
иллюстрации, затяните по 8 болтов крепления каждой головки цилиндров (с 12-гранными головками) с усилием
54 Нм, после чего дотяните их в той же последовательности на
угол 90 град.
|
Перед затягиванием болтов смажьте их резьбу и нижнюю часть головок тонким слоем двигательного масла.
|
- Затяните болты крепления головок цилиндров с головками под прутковый ключ с усилием
18 Нм.
|
Перед затягиванием болтов смажьте их резьбу и нижнюю часть головок тонким слоем двигательного масла.
|
- Наденьте на выпускные распределительные валы пружину дополнительной шестерни, саму шестерню и волнистую шайбу, после чего зафиксируйте их пружинным стопорным кольцом (№№ 14-17).
- Поворачивая дополнительную шестерню по часовой стрелке при помощи специального приспособления, совместите отверстия в главной и дополнительной шестернях и временно вверните в них вспомогательный болт. Выровняйте зубья главной и дополнительной шестерён и затяните болт.
|
-
Смажьте шейки выпускных распределительных валов свежим двигательным маслом и уложите их в головку цилиндров, развернув установочные метки на
угол 90 град. вверх от плоскости головки.
|
|
-
Смажьте универсальной смазкой уплотнительные кромки
нового переднего сальника и установите его на распределительный вал.
|
|
-
Очистите крышки подшипников №1 распределительных валов от старого прокладочного материала и нанесите новый герметик (№ 08826-0080 по каталогу Toyota/Lexus).
|
- Установите крышки подшипников выпускных распределительных валов на их прежние места и с прежней ориентацией.
|
Метки типа E1 на крышках подшипников обозначают номер подшипника выпускного вала, читая со стороны привода ГРМ. Стрелка рядом с меткой указывает в сторону ГРМ. Смажьте тонким слоем двигательного масла резьбу и нижнюю часть головок болтов крепления крышек подшипников и равномерно затяните болты с усилием
16 Нм.
|
|
-
Смажьте шейки впускных распределительных валов свежим двигательным маслом, совместите установочные метки на ведущей и ведомой шестернях и уложите впускные распределительные валы в головку цилиндров.
|
- Установите крышки подшипников впускных распределительных валов на их прежние места и с прежней ориентацией.
|
Метки типа I1 на крышках подшипников обозначают номер подшипника впускного вала, читая со стороны привода ГРМ. Стрелка рядом с меткой указывает в сторону ГРМ. Смажьте тонким слоем двигательного масла резьбу и нижнюю часть головок болтов крепления крышек подшипников и равномерно, в несколько приёмов, затяните болты с усилием
16 Нм.
|
- Выверните вспомогательный болт из шестерён выпускного распределительного вала.
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте клапанный зазор (см.
Раздел Проверка и регулировка клапанных зазоров).
|
-
Установите сегментные пробки (№24), предварительно очистив их от старого уплотнительного материала и нанеся новый (№ 08826-0080 по каталогу Toyota/Lexus).
|
|
- Нанесите герметик (№ 08826-0080 по каталогу Toyota/Lexus) на крышки головок цилиндров. Уложите на головки цилиндров прокладки и установите крышки головок цилиндров, затянув их болты равномерно и в несколько приёмов с усилием 8 Нм.
|
- Установите следующие компоненты, затягивая их крепёж с требуемыми усилиями:
- Выпускной коллектор правого ряда цилиндров и его стойку;
- Кронштейн насоса ГУР;
- Щуп уровня двигательного масла вместе с его направляющей;
- Выпускной коллектор левого ряда цилиндров и его стойку;
- Каталитический преобразователь;
- Подающую трубку системы охлаждения;
- Заднюю пластину головки цилиндров;
- Защиту электропроводки двигателя;
- Клапаны VVT-i;
- Датчики CKP.
|
Используйте новые уплотнительные кольца направляющей щупа уровня двигательного масла и подающей трубки системы охлаждения.
|
|
-
Осмотрите прокладку крышки №3 ремня привода ГРМ. Если целостность прокладки нарушена, замените её, предварительно удалив все следы старой прокладки и очистив поверхность крышки. Снимите с новой прокладки защитную плёнку или бумагу, установите прокладку ровно по контуру, и сильно прижмите прокладку к крышке. Удостоверьтесь, что прокладка прилипла к крышке.
|
- Установите крышку №3 ремня привода ГРМ и затяните 6 болтов её крепления с усилием
8.5 Нм.
- Установите ролик №2 ремня привода ГРМ, зубчатые колёса распределительных валов и ремень привода ГРМ (см.
Раздел Снятие, проверка и установка ремня привода ГРМ его натяжителя, шкива и зубчатого колеса коленчатого вала, зубчатых колёс распределительных валов и промежуточных роликов).
- Установите свечи зажигания и катушки зажигания (см.
Раздел Проверка и замена свечей зажигания).
- Установите две
новые прокладки водосбросного патрубка (№29), подсоедините к нему перепускной шланг, затяните крепёж патрубка с усилием
15 Нм и подсоедините к патрубку электропроводку датчика ECT, клемму шины заземления и шланг радиатора.
- Установите впускной трубопровод, топливные распределительные магистрали и инжекторы, после чего равномерно затяните 9 болтов и 2 гайки крепления впускного трубопровода с усилием
15 Нм.
- Подсоедините топливный подающий шланг к трубке и шланг отопителя к впускному трубопроводу.
- Удостоверьтесь в том, что крепёж водосбросного патрубка затянут с усилием
15 Нм.
- Установите сборку воздухораспределителя. Весь крепёж затягивайте с требуемыми усилиями. Используйте новую прокладку воздухораспределителя.
- Установите описанные компоненты.
- Заправьте систему охлаждения, запустите двигатель и проверьте его на утечки. Проведите пробную поездку, в ходе которой проверьте удостоверьтесь в отсутствии посторонних шумов и толчков. Удостоверьтесь в правильности переключения передач и плавности хода автомобиля.
- Проверьте уровень ОЖ и при необходимости откорректируйте его (см.
Раздел Замена охлаждающей жидкости (ОЖ)).
|
|
|
|